Про аудит простыми словами: виды и особенности аудиторских проверок
Для эффективного функционирования бизнеса крайне важно своевременно реагировать на возникающие проблемы. Многие предприниматели задаются вопросами о том, какие процедуры необходимы данным предприятиям, как избежать материальных убытков и на что обращать внимание для снижения экономического давления. Следует отметить, что в различных видах аудита можно найти ответы на подобные вопросы, но в существующем многообразии разобраться не так просто. Рассмотрим основные виды аудиторских проверок.
Аудиторские компании законодательно могут заниматься двумя видами деятельности – непосредственно аудитом и оказанием сопутствующих услуг. В зависимости от объекта аудита, можно выделить полные и частичные проверки финансовой и бухгалтерской отчетности. Однако стоит отметить, что существуют и другие виды аудиторских проверок.
Какие услуги, помимо аудита, предусматривает законодательство? Речь идет о таких сопутствующих услугах, как:
- обеспечивающие разумную уверенность: анализ финансовой или нефинансовой информации, не относящейся к прошедшим периодам;
- обеспечивающие ограниченную уверенность: обзорные проверки отчетности;
- не обеспечивающие уверенности: работа по заданию заказчика, компиляция.
Важно отметить, что все виды аудиторских проверок подходят под несколько критериев одновременно. Например, аудит МФО может считаться внешним обязательным аудитом и банковской проверкой одновременно.
В 2022 году индивидуальным предпринимателям запретили проводить обязательную аудиторскую проверку для любой компании, за исключением некоторых организаций. Тем не менее, такой запрет не распространяется на инициативный аудит и связанные с ним услуги. Соответствующую информацию разместило Министерство финансов России в информационном сообщении от 07.07.2021 № ИС-аудит-46/2 "Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии".
Обязательный аудит подразумевает проведение проверки, которая строго регламентируется законодательством. Несоблюдение установленных сроков и нормативов грозит штрафами. Обязательный и инициативный аудит являются основными видами проверок, результаты которых могут кардинально повлиять на успешную стратегию компании.
В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" обязательный аудит обязателен для компаний, связанных с ценными бумагами, организаций с доходами от 800 млн рублей за отчетный год, и предприятий с активами бухгалтерского баланса от 400 млн рублей в году, предшествующем отчетному.
Министерство финансов России предоставляет исчерпывающий перечень организаций, которые обязаны ежегодно проходить аудит финансовой отчетности. Согласно этому перечню, обязательной аудиторской проверке за 2021 год должны подвергнуться страховые компании, банки и микрофинансовые организации, саморегулируемые организации, политические партии и туроператоры в сфере выездного туризма. В то же время, все компании из списка должны размещать результаты обязательной аудиторской проверки на Федресурсе.
Кроме того, у руководителей предприятий есть исключительное право на проведение инициативного аудита в любое время года. Аудиторской компанией или индивидуальным предпринимателем могут быть назначены исполнители по договору оказания таких услуг, целью которых будет подтверждение достоверности налоговой, бухгалтерской и финансовой отчетности. Инициативный аудит может потребоваться при смене руководителя или управляющего менеджера, необходимости оценки перспектив компании, поиске инвесторов и продаже бизнеса.
Инициативный аудит позволяет тщательно подготовиться к проведению обязательного, сократить его сроки и минимизировать риски штрафов. Хотя компания может проводить инициативную проверку самостоятельно, топ-менеджеры обычно предпочитают профессиональные аудиторские компании. Спрос на инициативный аудит бухгалтерской отчетности вырос до 14% от общего количества проверок в 2021 году (в сравнении с 6,6% в 2020 году). Клиентов аудиторских фирм интересуют правильность ведения налоговой, финансовой и бухгалтерской отчетности, наличие нарушений и рекомендации по их устранению, анализ бизнес-процессов, а также поиск решений для развития бизнеса.
Статья описывает внутренний и внешний аудит, охватывая их особенности и различия.
Внутренний аудит - это деятельность, направленная на поиск управленческих решений и повышение эффективности работы предприятия. Службу контроля за процессами в компании создает руководитель или совет директоров. Проведение внутреннего аудита не регламентируется законодательством, и перечень вопросов и объем задач определяет только заказчик. Организации, в которых необходим внутренний контроль для урегулирования хозяйственной деятельности компании, определены Федеральным законом от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Список компаний публикует Минфин России. Обстоятельства и особенности проверки утверждаются внутренним регламентом, ответственность за нарушения не предусмотрена.
Внутренние аудиторы занимаются аудиторскими проверками в виде внутреннего финансового аудита или проверками процессов по заданию руководителя. Они также проводят экспертизы и консультации по конкретному вопросу. Заключение, которое носит рекомендательный характер, становится итогом такой работы. Инициатором консультации может быть совет директоров или руководитель компании.
Независимый аудит имеет большую значимость, так как результаты независимого внешнего аудита могут существенно повлиять на деловую репутацию компании. Внутренняя проверка, в отличие от внешнего контроля, оценивает любые процессы и операции в компании. Внешняя проверка подтверждает достоверность показателей бухгалтерской отчетности. Оба вида проверок соответствуют стандартам аудита, международным и российским.
Ключевыми характеристиками внешнего и внутреннего аудита являются объект аудита, периодичность, особенность и результат. Внешний аудит нацелен на совершенные финансовые операции, влияющие на бухгалтерскую отчетность. Он не проводит анализ управленческих решений и оценивает лишь финансовую отчетность. Внутренний аудит оценивает любые виды деятельности организации, по заданию руководителя. Он направлен на оценку управленческой эффективности, поиск рисков и препятствий. Результатом внешней проверки является заключение о достоверности финансовой отчетности организации. При проведении внутреннего аудита повышается эффективность работы компании.
Преимущество внутреннего аудита в том, что специалисты знают все сильные и слабые стороны организации и постоянно вовлечены в их анализ. Однако они зачастую не желают обличать возможные риски. В позитивных результатах внутренней проверки косвенно заинтересованы сотрудники предприятия. В условиях внешнего аудита анализируется финансовая отчетность, подтверждаются гипотезы, устраняются риски. На первичной консультации внешние специалисты анализируют ситуацию и предлагают виды аудиторских проверок, которые подходят в данном конкретном случае. По итогу аудитор презентует результат своей работы и дает подробные рекомендации по улучшению ситуации.
Один из важнейших вопросов для любой компании — это эффективное управление, которое включает в себя систему финансового и управленческого аудита. Финансовый аудит является частью аудита организации и направлен на проверку достоверности бухгалтерской отчетности, путем анализа и оценки соответствующих данных. Внутренние или внешние аудиторы могут проводить такие проверки.
С другой стороны, управленческий аудит строится на комплексной оценке работ команды топ-менеджеров и их соответствии целям компании. Обычно этот вид аудита проводят независимые эксперты для определения эффективности управления, обследования системы контроля, выявления рисков и задач на будущее.
Оба эти вида аудита являются чрезвычайно важными для любой компании, так как позволяют выявить ошибки и недочеты в деятельности, оптимизировать расходы и повысить эффективность. Финансовый аудит затрагивает такие аспекты, как анализ финансового состояния компании, проверка регистров налогового учета, оценка эффективности управленческих операций, формирование бухгалтерской политики и анализ экономических показателей. В свою очередь, управленческий аудит помогает выбрать рентабельные направления для развития компании, определить время для обновления оборудования, расширить ассортимент продукции и увеличить выпуск товаров.
В России финансовый и управленческий аудит являются популярными видами аудита. Многие компании уже заказывают нужные услуги, чтобы обезопасить свою деятельность и избежать ошибок в ведении бизнеса.
Виды аудита для компаний разных типов
Аудиторские проверки бывают разных типов, каждый из которых непосредственно связан с видом деятельности и типом предприятия, а также с результатами, которые получает руководитель. Разберем несколько видов таких проверок.
Общий аудит – широкое понятие, охватывающее все виды аудиторских проверок и услуг. Он предназначен для подтверждения достоверности годовой бухгалтерской отчетности и может быть проведен как в обязательном, так и в инициативном порядке.
Для проведения аудита следует обратиться в аудиторскую фирму с положительной репутацией и значительным опытом работы в данной сфере. Также стоит обратить внимание на услуги страхового аудита, предоставляющего анализ финансовой отчетности страховых компаний. По результатам аудита делаются выводы о соответствии бухгалтерского учета правилам и законам, а также о достоверности проанализированных документов.
Банковский аудит – независимая экспертиза финансовой отчетности банков. Аудитор при этом оценивает правильность ведения бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Аудиторские организации не только проверяют финансовые документы за отчетный год, но также консультируют клиентов по вопросам налогообложения и бухучета. Обязательный банковский аудит проводится ежегодно, а инициативные проверки – по необходимости.
Лидеры аудиторского рынка предлагают объемные пакеты услуг, включающие все возможные виды аудита. Однако, чтобы не ошибиться в выборе организации-исполнителя и типа аудиторской проверки, необходимо внимательно подходить к этому вопросу, так как от правильного решения зависит стабильность бизнеса.
Как выбрать подходящего аудитора для проверки своей компании? Это вполне обоснованный вопрос, на который ответить может Татьяна Иваненко, руководитель проектов департамента «Финансовое консультирование, аудит и МСФО» компании «КСК ГРУПП».
В современном мире аудиторские компании должны иметь свой сайт, через который будущие клиенты знакомятся с их услугами. Рейтинг аудиторских организаций может послужить хорошим показателем успешности компании. Места в нем распределяются в ходе комплексной оценки компаний по разным критериям. То есть, если аудиторская компания заняла высокое место в рейтинге, то это говорит о ее профессионализме и позитивно сказывается на ее репутации.
Перед тем, как выбрать аудитора, рекомендуется ознакомиться с сайтами различных компаний. После этого можно определиться со своими потребностями и узнать, на каких видах и типах аудита специализируется та или иная компания, ознакомиться с отзывами клиентов или изучить кейсы. Как правило, информации на сайте достаточно, чтобы определиться, подходит ли вам стиль работы аудиторской компании или нет. Этот подход особенно актуален, если вы только планируете проверку и присматриваетесь к потенциальным партнерам.
Когда появляются сомнения в достоверности финансовой отчетности, то руководитель фирмы задумывается об аудиторской проверке. Именно так произошло в одной инжиниринговой компании, в которой эксперты «КСК ГРУПП» проводили инициативный аудит. Топ-менеджер запросил качественную проверку бухгалтерского и налогового учета, поиск налоговых рисков и оформление рекомендаций. Инициативная проверка оправдала себя: были найдены риски по НДС и налогу на прибыль, установлены нарушения в ведении бухгалтерской отчетности, обнаружено завышение закупочных цен. Эксперты «КСК ГРУПП» дали развернутые рекомендации по устранению рисков, скорректировали бухгалтерскую отчетность, сократили сумму НДС на 3,5 млн рублей. Результатом стало положительное аудиторское заключение. Официальный сайт компании КСК ГРУПП.
Как видите, правильный выбор аудитора очень важен для успеха компании. Поэтому, перед выбором стоит тщательно изучить сайты компаний, ознакомиться с отзывами клиентов и убедиться в их квалификации и профессионализме.
Фото: freepik.com