Как подключить уведомления по кредитной истории: оперативное отслеживание изменений
Получение кредита и проверка кредитной истории
Получение кредита – это не только оформление документов и соглашение на условия займа, но и проверка кредитной истории потенциального заемщика. Финансовые организации запрашивают кредитную историю человека перед принятием решения об оформлении кредита. Каждый заемщик мечтает об импозантной кредитной истории, но иногда даже не подозревает, что она может измениться к худшему. Это может произойти по разным причинам, включая сбой в работе банковской программы или действия мошенников. однако появились инструменты, которые помогают вовремя реагировать на подобные ситуации. Один из таких инструментов – подписка на получение кредитной истории.
В России в начале 2000-х годов было множество случаев невозврата кредитов, связанных с тем, что один человек мог легко получать деньги в нескольких банках. Однако, эта проблема была решена уже после того, как был принят закон об использовании кредитных историй. С тех пор Бюро Кредитных Историй занимаются сбором и хранением информации о заемщике.
Кредитный рейтинг является важнейшим критерием при решении банка о выдаче кредита. Кредитная история представляет собой полные данные о выполнении гражданином своих долговых обязательств перед кредитором. Запрос на получениие информации о кредитной истории может быть осуществлен банком с согласия заемщика, однако доступ к этой информации у третьих лиц ограничен. Тем не менее, самому человеку доступна полная информация о его кредитной истории.
Что включается в кредитную историю?
Кредитная история любого заемщика может быть отрицательной, положительной или чистой.
Положительная кредитная история свидетельствует о безупречной деловой репутации клиента и минимальном риске невозврата займа. Информация из бюро кредитных историй о таком заемщике повышает вероятность одобрения его кредитной заявки. Банки готовы выдать ему нужную сумму под небольшой процент.
Отрицательная кредитная история значительно снижает шансы получения кредита. В таком досье содержатся записи о просрочках, судебных разбирательствах и долгах перед банками.
Отсутствие кредитной истории может вызвать сомнения у банков. Однако, это не относится к клиентам в возрасте 18 лет, которые еще не успели сформировать свою кредитную историю. При этом, место работы заемщика и размер его заработной платы играют большую роль.
Структура кредитной истории
1. Титульная часть
Этот раздел содержит основные сведения о заемщике: ФИО, паспортные данные, дату рождения, ИНН и СНИЛС.
2. Основная часть
Этот раздел кредитной истории содержит следующую информацию:
- Место жительства и регистрации заемщика;
- Информацию обо всех кредитных и финансовых обязательствах, включая информацию о ежемесячных платежах;
- Сумму задолженности и срок ее выплаты;
- Сведения об изменении кредитного договора;
- Информацию о неисполнении обязательств;
- Данные о судебных разбирательствах;
- Рейтинг субъекта кредитной истории.
3. Дополнительная часть (закрытая)
Этот раздел указывает источник информации, пользователь информации и дату запроса.
4. Информационная часть
Информационный раздел содержит следующую информацию о заемщике:
- Данные о заявках на кредит и решениях по ним;
- Сведения об отсутствии платежей, длительностью более 90 дней;
- Сумму договора, причины отказа и дату при отказе выдать кредит.
Запрос информации из кредитной истории важен для кредиторов, страховых компаний и некоторых работодателей. Кредиторы могут воспользоваться этой информацией, чтобы снизить риск невозвратного кредита. Страховые компании защищаются от ненадежных клиентов и мошенников. Работодатели могут оценить дисциплинированность и ответственность потенциального сотрудника посредством информации в его кредитной истории.
Почему важно оперативно получать уведомления об изменениях в кредитной истории
Для любого клиента банка кредитная история является одним из важнейших показателей. Она отражает не только его кредитную историю и наличие задолженностей, но и любые изменения, которые могут возникнуть. Важно оперативно получать уведомления об этих изменениях в кредитной истории, чтобы быть в курсе своей финансовой ситуации.
Кредитная история обновляется, когда клиент банка действует или бездействует. Например, когда заемщик получает кредит, событие отражается в его истории, а если должник не платит проценты и штрафы, то это также записывается в историю.
Подписка на кредитную историю позволяет контролировать корректность данных о вносимых платежах, а также отслеживать запросы на получение кредитов. Процесс подключения подписки на кредитную историю довольно быстрый: источник формирования кредитной истории (например, банк или госорган) направляет сведения в БКИ в течение двух рабочих дней. Еще один день уходит на работу БКИ. Согласно Федеральному закону от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях», уведомления о всех изменениях в кредитной истории должны поступать оперативно.
Обновление информации в бюро кредитных историй иногда происходит с задержкой. Чтобы в кредитной истории не было ошибок, заемщик может самостоятельно актуализировать сведения и направить запрос в БКИ по почте. Это особенно важно, если в кредитной истории замечены какие-либо ошибки. БКИ реагирует на обращение в течение 20 дней.
Чаще всего ошибки в кредитной истории возникают, когда человек подал заявку на кредит, но брать его не стал. В этом случае информация о запросе и одобрении кредита попадает в БКИ, а данные о погашении кредита там появятся априори не могут, ведь деньги никто так и не взял. Отсутствие сведений о возврате средств вызывает вопросы у кредитора при запросе заемщиком на следующий кредит.
Также на кредитную историю влияют судебные разбирательства с банком, наличие непогашенных штрафов, случаи принудительного взыскания долга, поручительство за неблагонадежного заемщика.
Сегодня рынок бюро кредитных историй консолидируется, и развиваются информационные технологии, которые направлены на борьбу с кредитным мошенничеством. Выполняя регулярные проверки и оперативно получая уведомления об изменениях в своей кредитной истории, вы сможете больше контролировать свои финансы и избежать нежелательных ситуаций в будущем.
Как контролировать изменения в кредитной истории
Кредитная история каждого человека сохраняется в бюро кредитных историй, и таких бюро может быть несколько. Хранение кредитной истории может быть произведено в одном, нескольких или сразу во всех бюро. Каждый банк или МФО выбирает бюро кредитных историй для работы, и определить какое именно кредитное бюро ведет историю заемщика можно через государственную информационную систему государственных услуг или базу данных "Центральный каталог кредитных историй" (ЦККИ) на сайте Банка России. Запросить саму кредитную историю можно на сайте соответствующего бюро кредитных историй.
Не забудьте
В настоящее время, в реестр государственных бюро кредитных историй входят восемь организаций и только половина из них признана квалифицированными. Квалифицированные БКИ в России - это, как правило, АО «НБКИ», АО «ОКБ», ООО «Кредитное бюро Русский Стандарт» и ООО «БКИ СБ», которые соответствуют программным и техническим требованиям Банка России, имеют более 100 млн рублей в собственности и могут собрать информацию о не менее чем 30 млн потребителей.
Как получить информацию о своей кредитной истории бесплатно?
Федеральный закон "О кредитных историях" предоставляет возможность каждому заемщику получить свою кредитную историю бесплатно два раза в год. При этом, один раз заемщик может получить исчерпывающий ответ в электронном виде, а второй раз он может запросить бумажный вариант ответа.
Заявку на получение кредитной истории можно направить:
- Прямо в выбранное бюро кредитных историй (БКИ);
- Через кредитное учреждение;
- С помощью организаций, находящихся под наблюдением Банка России.
Количество платных запросов за кредитным отчетом не ограничено.
Если в кредитной истории найдены ошибки, то это может существенно снизить кредитный рейтинг заемщика. В таком случае, необходимо обратиться с заявлением на оспаривание недостоверной информации. Как правильно оспорить кредитную историю?
Как и где подписаться на ежемесячное получение кредитной истории
Проверка кредитной истории два раза в год не всегда достаточна. БКИ предлагает услугу подписки на регулярное получение кредитной истории, стоимость которой зависит от выбранного заемщиком бюро. В одних БКИ можно просматривать записи онлайн на сайте или в формате электронного документа. Другие бюро предлагают подписку с ежемесячным получением кредитного отчета и индивидуального рейтинга заемщика по электронной почте в зашифрованном виде.
Эта услуга будет полезна:
- людям, рассматривающим возможность обращения за кредитом;
- активным банковским клиентам, которые регулярно берут кредиты;
- гражданам, которым постоянно отказывают в займах;
- жертвам коллекторских агентств, с которых требуют чужие долги.
Подписка на ежемесячное получение кредитной истории позволяет контролировать правильность информации о внесении ежемесячных платежей и отслеживать процесс оспаривания кредитной истории. Таким образом можно самостоятельно оценить свою финансовую репутацию или узнать причину отказа в выдаче кредита.
Контроль своей кредитной истории позволяет своевременно предпринимать шаги, если в досье появились записи, наносящие вред.
Подписка на уведомления об изменениях в кредитной истории призвана обеспечить более оперативную реакцию на изменение ситуации. Это особенно важно в свете того, что только за II квартал 2022 года сумма несанкционированных банковских операций составила более 2,8 млрд рублей при проведении более чем 211 000 операций без согласия клиентов. Доля возвращенных средств оценивается в примерно 5% (в соответствии с информацией на официальном сайте Банка России: https://www.cbr.ru/).
Воспользоваться специализированным сервисом, который предлагают некоторые БКИ, может помочь в защите от мошенников. Уведомление о поступлении заявки на кредит или об изменении паспортных данных дает возможность своевременно реагировать на правонарушение. Подписка на уведомления об изменениях в кредитной истории позволяет быстро получать информацию о происходящих с досье клиента переменах и держать свое финансовое досье под контролем. Такая информация может быть получена на электронную почту или в виде СМС на телефон. В уведомлениях в зависимости от программы БКИ могут отображаться заявки на получение кредита, статусы кредитных договоров, пороги просрочки по кредиту, лимиты по картам и счетам.
Благодаря мгновенным уведомлениям об изменении кредитной истории можно защитить себя от возможной опасности возникновения чужих долгов, которые были оформлены мошенниками. Важно отметить, что кредитная история — значимый фактор, который влияет на решение банка при одобрении заявки на кредит. Поэтому получение информации о кредитной истории из бюро кредитных историй является главным инструментом для анализа платежеспособности заемщика. Знание своей кредитной истории может предотвратить появление незаконных долгов либо помочь подготовиться к получению крупного кредита.
Как отслеживать изменения в кредитной истории: сервисы НБКИ
Кредитная история — это необходимая информация для банков и заемщиков. Она может помочь определить, стоит ли рассчитывать на получение кредита. Если вы решили отслеживать свою кредитную историю, выберите проверенное бюро кредитных историй (БКИ), в котором хранится большое количество досье о заемщиках.
Один из самых опытных игроков на российском рынке БКИ — «Национальное бюро кредитных историй» (НБКИ) с 17-летним опытом работы. Бюро хранит данные о 100 млн заемщиков и предоставляет их по запросу кредиторов или граждан. При этом оно обеспечивает безопасность данных.
Если вам не хватает лимита на бесплатное получение кредитной истории, вы можете оформить в НБКИ подписку на получение ежемесячной выписки. Полугодовая подписка включает шесть ежемесячных отчетов о ваших финансовых делах. Они отправляются вам по электронной почте в виде запароленного архива. Пароль приходит вам по SMS. Первую выписку вы получаете в день оформления подписки. Пакет из шести отчетов стоит 950 рублей. Это выгоднее, чем разовое получение нескольких кредитных историй.
НБКИ также предлагает сервис для защиты клиентов от мошенников. Если вы используете этот сервис, вы получите SMS-уведомление о каждой заявке на получение кредита, выдаче займа или изменениях в паспортных данных, которые подаются от вашего имени. Система реагирует на изменения в вашей кредитной истории и сообщает об этом немедленно. Такая система контроля позволяет защитить свои финансы и репутацию. Если вы получили такое уведомление, проверьте свою кредитную историю в личном кабинете НБКИ и свяжитесь с кредитором, чтобы прояснить ситуацию.
НБКИ является крупнейшим бюро кредитных историй, которое начало свою работу в 2005 году. Бюро собирает, хранит и предоставляет записи о заемщиках. Оно владеет базой с 520 млн записей о кредитах.
Сервисы НБКИ могут помочь вам оперативно отслеживать изменения в вашей кредитной истории и защитить ваши финансы от мошенников.
Фото: freepik.com