Для чего нужен и что приносит предпроверочный анализ налоговой проверки
Проведение предпроверочного анализа перед налоговой проверкой - залог минимизации финансовых потерь и более тщательной подготовки к процедуре. Стоимость услуги может различаться в зависимости от масштаба компании, вида деятельности, сложности ситуации и индивидуальных характеристик предприятия.
Подготовка к проверке включает проведение налогового аудита, выявление налоговых рисков, формирование доказательной базы и разработку стратегии защиты. Сопровождение налоговой проверки квалифицированными специалистами может сократить временные и финансовые затраты. Однако, как показывает статистика, ее редко удается пройти гладко: в 98% случаев результатом является доначисление налогов и наказание штрафами. Чем крупнее бизнес, тем выше суммы доначислений. Понимая это, многие предприниматели стремятся максимально защитить свою организацию от представителей фискальной службы.
В этой связи важно знать, что налоговая инспекция проводит предпроверочный анализ для отбора компаний для проверки. Наличие точной информации о характере и параметрах этого анализа может существенно помочь бизнесу минимизировать финансовые риски. В данной статье мы рассмотрим особенности предпроверочного анализа налоговой и наши эксперты дадут советы по использованию этих знаний для защиты от возможных санкций.
Что такое предпроверочный анализ и кто его проводит
По данным налогового органа, опубликованным 20 февраля 2020 года на сайте nalog.ru, количество выездных проверок в 2019 году снизилось на 34%, а за последние пять лет — в 3,3 раза. Сегодня проверками охвачен в среднем всего один налогоплательщик из тысячи (или 0,14%). Что это значит? Существенно улучшилась эффективность работы налоговиков. Совершенствование механизма отбора приводит к тому, что все реже компании попадают под выездные проверки "впустую". Налоговая инспекция подходит к проведению проверок очень избирательно, выбирая преимущественно организации, где наиболее высока вероятность налоговых нарушений. В результате подавляющего большинства проверок выявляются нарушения и заканчиваются доначислениями.
Такая точность возможна благодаря предварительному анализу компании. В рамках его проведения собираются и исследуются данные о юридическом лице. По результатам анализа налоговая инспекция принимает решение, имеет ли смысл проводить проверку в отношении конкретной организации.
Таким образом, налоговики знакомятся с основной информацией о компании еще до посещения ее проверяющими инспекторами. Если предприятие получило уведомление о проверке, значит нарушения уже найдены на этапе предварительного анализа, а сама выездная проверка является формальностью, необходимой для зафиксирования нарушений документально и составления акта.
Результаты предварительного анализа определяют, станет ли компания кандидатом на выездную проверку, и грозят ли ей штрафы. Узнаем, каким образом проводится сбор и изучение информации о налогоплательщиках.
Важно отметить, что в процессе проведения анализа налоговиков интересует не только сам факт нарушения, но и реальная возможность взыскания денежных средств. Если с компании попросту нечего взять, проверку отложат, ведь для государственных органов это будет невыгодно в плане временных и материальных затрат. Поэтому в предварительном анализе большое внимание уделяется оценке реального экономического положения организации и ее руководителей.
Использование информационных технологий значительно увеличило эффективность налогового контроля. Сотрудникам ФНС не нужно проводить ручной анализ огромных объемов документов, так как на помощь приходят технические средства автоматизации. Основная часть предварительного анализа осуществляется с помощью компьютерных программ, которые загружают необходимые данные из фискальных органов.
Существует около 20 информационных систем, которые использует отдел предпроверочного анализа. Одна из таких систем - программно-информационный комплекс «ВНП Отбор». На основании данных бухгалтерской и налоговой отчетности компании оцениваются по 43 параметрам, также сравниваются с юридическими лицами, занятыми в той же области. Начисляются баллы при выявлении нарушений, чем больше баллов у компании, тем выше вероятность того, что ее проверят на предмет несоблюдения налогового законодательства.
Еще одним комплексом программ, используемым для предварительного отбора кандидатов на проверку, является АСК НДС (Автоматическая система контроля НДС). Она отслеживает движение средств между счетами разных организаций для выявления фактов ухода от уплаты НДС. С помощью АСК НДС-3 можно обнаружить разные схемы незаконной «оптимизации».
Другое дополнение к программе - СУР АСК НДС - автоматически распределяет организации по степени риска неуплаты НДС. Она делит компании на три категории: низкий, средний и высокий уровень риска.
Предположим, что компания получила большое количество баллов от ПИК «ВНП Отбор», а СУР АСК НДС присвоила ей высокую или среднюю категорию риска. В таком случае наступает следующий этап - аналитики исследуют досье каждой компании из предварительного списка. Информационная система «Налог-3» содержит сведения о каждой компании, которые используются аналитиками: кто является руководителем, какие денежные средства находятся на его счетах, каким имуществом он располагает. Эта информация нужна аналитикам для оценки перспектив взыскания доначислений.
Некоторые операции все еще выполняются вручную, например, аналитики запрашивают в банке выписки из расчетных счетов организации. Следующие факты явно свидетельствуют не в пользу налогоплательщика: компания не проводит операции, которые подтверждали бы реальную деятельность или между проверяемой организацией и потенциально взаимозависимыми лицами регулярно проходят платежи.
Однако, помимо автоматических действий, которые могут быть выполнены с помощью информационных систем, часть операций все еще приходится осуществлять вручную. На этом этапе в дело вступают аналитики, которые исследуют досье каждой компании из предварительного списка. Данную стадию предпроверочного анализа налоговой проверки часто называют ручным отбором, хотя это не совсем верно — специалисты также пользуются различными средствами автоматизации.
В данной статье рассматриваются результаты предпроверочного анализа и то, как можно предотвратить выездную налоговую проверку. Этот анализ заключается в составлении официального заключения аналитиками, в котором содержится информация о проверяемой фирме, ее финансовой деятельности и оценка рисков.
Аналитики используют автоматизированные системы, изучают запрошенные документы и открытые источники, чтобы получить информацию об организации. Также включены сведения о результатах предыдущих камеральных, выездных и встречных проверок, а также информация о состоянии банковских счетов предприятия.
Главная часть документа–это заключение аналитика о целесообразности проведения выездной проверки и о порядке ее проведения. Здесь же дается рекомендации по мероприятиям и составу проверяющих, а также обозначается предполагаемая сумма доначислений.
Но как предотвратить выездную проверку? Это возможно, если обратиться к специалистам по налоговому консалтингу. Эксперты проведут независимую проверку компании, выявят все возможные факторы риска и дадут советы по их устранению. Последовав рекомендациям экспертов, можно быть уверенным в том, что организация чиста перед ФНС и в ходе предпроверочного контроля налоговики не найдут нарушений. Это значит, что можно продолжать вести бизнес без опасения перед проверками и штрафами.
Скажем однозначно, если в процессе предпроверочного анализа сотрудники ФНС обнаружат необоснованную налоговую выгоду или другие нарушения, то доначисления и штрафы неизбежны. Но проведя независимую оценку налоговых рисков со стороны специалистов, можно предотвратить выездную проверку и избежать неприятных последствий.
Как сохранить бизнес: советы от Дмитрия Сидоренко, генерального директора Fomix Consulting Group
В наши дни невозможно управлять бизнесом без понимания налогового законодательства. Неправильное понимание могут привести к штрафам, принудительной ликвидации или даже уголовному преследованию. Однако, нормативных документов так много, и они настолько сложны, что требуют соответствующего образования и опыта, чтобы разобраться в них. И необходимо учитывать, что требования меняются очень быстро. Поэтому для успешного и безопасного ведения бизнеса необходимо обратиться за помощью к консультантам по налоговому законодательству.
Компания Fomix Consulting Group помогает своим клиентам защитить бизнес от проблем с налогами. Специалисты Fomix Consulting Group анализируют документы организации клиента, выявляют возможные проблемы и риски, и предлагают решения для их устранения. С помощью консультантов можно разработать эффективную налоговую политику, оптимизировать систему налогообложения и сократить расходы.
Независимо от того, какие ситуации возникают, специалисты Fomix Consulting Group готовы помочь и знают, что индивидуальный подход к каждому клиенту является ключом к успеху.
Отметим, что Fomix Consulting Group - это юридические эксперты, которые предлагают широкий спектр услуг, включая бухгалтерские услуги, решение корпоративных споров, консультации по налоговым вопросам, а также помощь при регистрации и ликвидации юридических лиц.
Фото: freepik.com