Правила противопожарного режима: изменения ППР 2023 по обеспечению первичными средствами пожаротушения
В Российской Федерации действуют Правила противопожарного режима (ППР), которые устанавливают порядок организации производства и содержания объектов защиты, а также нормы поведения людей для обеспечения пожарной безопасности. Они являются обязательными для выполнения всеми без исключения государственными организациями и частными компаниями. При этом за соблюдением ППР ответственны руководители и собственники объектов защиты.
Законодательно установлены штрафы за нарушение Правил противопожарного режима, которые могут составлять до 200 000 рублей для юридических лиц. Для граждан предусмотрен штраф в размере от 2000 до 5000 рублей, для должностных лиц - от 6000 до 15 000 рублей, а для индивидуальных предпринимателей - от 20 000 до 30 000 рублей.
Важно отметить, что если ППР были нарушены в условиях особого противопожарного режима, то размер штрафа увеличивается практически вдвое. Например, юридические лица при этом должны будут заплатить от 200 000 до 400 000 рублей. Нарушение Правил противопожарного режима может привести к серьезным последствиям, поэтому их соблюдение является важным мероприятием для обеспечения безопасности объектов.
В 2023 году в России будут внесены изменения в Правила противопожарного режима (ППР). Это не первые изменения в ППР, которые были внесены в последнее время. Например, в 2017 году были введены изменения, связанные с ответственностью за возгорание сухой растительности на территории сельскохозяйственных и лесных зон, а также на территории земельных участков в сельской местности.
Весной 2019 года Правительством РФ было принято постановление о внесении очередных изменений в ППР. Осенью же того же года были внесены дополнительные изменения в требования пожарной безопасности. Изменения касаются как граждан, так и индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно постановлению Правительства РФ от 20 сентября 2019 года №1216 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации», запрещено использовать открытый огонь на балконах (лоджиях) квартир, жилых комнат общежитий и номеров гостиниц. Были также уточнены запреты на курение. А именно, курение на территории складов и баз, хлебоприемных пунктов, в сенокосных угодьях, на объектах защиты торговли, добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и горючих газов, на объектах защиты производства всех видов взрывчатых веществ, на пожаровзрывоопасных и пожароопасных участках теперь разрешается, но только в специально отведенных местах, а именно курилках.
Последние изменения, внесенные в ППР, касаются уведомления зрителей. Так, согласно последним требованиям, руководители культурно-просветительных и зрелищных учреждений обязаны информировать зрителей о правилах пожарной безопасности. Уведомление должно быть сделано через трансляцию речевого сообщения или демонстрацию видеосюжетов перед началом сеансов в кинозалах о порядке действий зрителей при возникновении пожара, а также о направлениях эвакуационных путей, выходов и о расположении огнетушителей.
Согласно Постановлению от 20 сентября 2019 года, торговые объекты должны осуществлять загрузку и выгрузку товаров и тары в рабочее время по путям, которые не связаны с эвакуационными выходами, предназначенными для покупателей. Также в случае объектов с ночным пребыванием людей, не являющихся торговыми, обслуживающий персонал должен организовывать круглосуточные дежурства.
Постановление №1216 внесло изменения в требования к пожарной безопасности в медицинских учреждениях. Ранее палаты для детей и тяжелобольных могли находиться только на первом этаже, теперь же они должны быть размещены, преимущественно, на первом этаже. Кроме того, мастерские, склады и кладовые, которые ранее были запрещены в подвальных и цокольных этажах лечебных учреждений, теперь разрешены по проектной документации.
В 2021 году в ППР внесены изменения, направленные на снижение угрозы возгораний на железнодорожном подвижном составе. Проверочные и профилактические мероприятия, проводимые органами государственного надзора, будут уделять пристальное внимание наличию первичных средств пожаротушения, т.е. огнетушителей, на этих объектах.
После внесения изменений в 2021 году Правила противопожарной безопасности (ППР) ставят перед руководителями организаций и собственниками объектов задачу самостоятельно определять зоны возможного возгорания и обеспечить их достаточным количеством огнетушителей требуемого типа.
При анализе противопожарной безопасности железнодорожного подвижного состава количество и тип огнетушителей определяются на основе критериев, таких как:
- наименование объекта защиты (электровоз, тепловоз, вагон);
- его размеры (поезд, секция);
- класс возможного пожара;
- огнетушащая способность самого устройства.
Нормативы в соответствии с этими критериями содержатся в приложении 2.1 ППР.
При защите технологического оборудования важно соблюсти техническую документацию (ТУ или паспорта), в которой указывается, запрещено ли использование определенных средств пожаротушения при эксплуатации. Также следует учитывать температуру воздуха на объекте. Если существует угроза возгорания разного типа в железнодорожном подвижном составе, рекомендуется использовать универсальные огнетушители, применяемые в соответствующих областях.
Согласно последним изменениям, внесенным в раздел XI (пункт 288.1), теперь все локомотивы и пассажирские вагоны обязаны быть оснащены не только огнетушителями, но и средствами индивидуальной защиты для зрения и органов дыхания каждого работника локомотивной и поездной бригады. Данная норма была установлена для повышения безопасности персонала в транспорте.
Кроме того, Правила пожарной безопасности (ППР) действующие на территории России требуют от руководителей организаций и собственников объектов определять зоны возможного возгорания и обеспечивать соответствующее количество и тип огнетушителей самостоятельно.
Для проведения общего анализа объекта на предмет противопожарной безопасности количество огнетушителей и их тип определяются относительно площади помещения, наличия открытых зон и характеристик горючих веществ. При этом в расчете учитываются три критерия, включая огнетушащую способность устройства, категорию помещения по классу опасности и класс возможного возгорания.
Заметки на полях!
Когда дело касается выбора подходящего типа огнетушителя (ручной или передвижной), наиболее важным фактором является размер возможного пожара. Для предотвращения крупных пожаров, противопожарное законодательство России требует использования передвижных огнетушащих средств. В помещениях размером до 50 м³ следует использовать дополнительные самосрабатывающие порошковые огнетушители.
При защите технологического оборудования правильный выбор огнетушителей должен основываться на соответствующих технических документах (технических условиях и паспортах), которые также включают запреты на использование определенных типов огнетушителей. Важно учитывать температуру воздуха на объекте, а в случае возможной угрозы пожара или его разнообразных видов следует отдать предпочтение универсальным огнетушителям.
Необходимо помнить о важности выбора количества и типа огнетушителей для каждого объекта. Для этого необходимо обращаться к Приложениям 1 и 2 ППР, где утверждены нормы по выбору огнетушителей, которые зависят от класса пожара и категории по пожарной и взрывопожарной опасности объекта. Не стоит забывать об этом правиле в целях обеспечения безопасности на объекте.
Что нужно знать владельцу объекта о правилах противопожарного режима?
Правила противопожарного режима содержат специальные нормы для отдельных объектов, кроме общих вопросов о защите первичными средствами. Например, здания общественно-делового назначения должны обеспечиваться двумя огнетушителями на каждом этаже. Если несколько помещений одного назначения расположены рядом, то определение норматива по количеству огнетушителей проводится путем сложения площадей всех помещений. Объекты категории Д по классу пожароопасности площадью до 100 м² могут не оснащаться огнетушителями, а если в помещении установлена автоматическая система пожаротушения, то количество огнетушителей снижается на 50% от нормы. Места хранения вычислительной техники, музеи, архивы и подобные объекты должны использовать углекислотные или хладоновые огнетушители.
Действующие правила не только определяют виды и количество огнетушителей, но также устанавливают требования к их расположению. Правительство РФ определило нормы удаленности огнетушителя от потенциального места возгорания - от 20 до 70 м в зависимости от категории и типа охраняемого объекта, а также высоту расположения - не более 1,5 м.
Важно помнить, что именно руководитель отвечает за соблюдение правил противопожарного режима в организации, включая контроль за доступностью первичных средств пожаротушения. Обязанности руководителя включают оснащение помещений огнетушителями, контроль за их исправностью, соблюдение правил хранения, а также проведение проверок и осмотров средств первичной защиты. Кроме того, руководитель должен обеспечивать своевременную перезарядку огнетушителей и железнодорожный подвижной состав огнетушителями в соответствии с нормами.
Несоблюдение правил противопожарного режима может привести к составлению административного протокола за нарушение правил, если срывается пломба, установленная на запускающем или запорно-пусковом устройстве огнетушителя. Пломба на огнетушителях обязательна и содержит идентификационный номер, месяц и год зарядки.
Ужесточение требований законодательства, связанных с обеспечением противопожарной безопасности, направлено на снятие с государственных структур ответственности по многим вопросам. Владельцам недвижимости и арендаторам приходится лично заботиться об имуществе, а государству остаются только функции контроля. Несоблюдение первичных мер противопожарной защиты может обернуться многочисленными жертвами, поэтому соблюдение правил противопожарного режима абсолютно необходимо.
Фото: freepik.com