Современные информационные технологии в образовании: вперед в будущее!
Возможности информационных технологий с каждым днем расширяют границы обучения и работы человека. Интернет принес с собой массу изменений в организации образования. В этой статье мы расскажем о дистанционных технологиях в образовании: о том, как они используются сегодня, какие у них преимущества и какие особенности.
Значимость инновационных технологий в организации учебного процесса в вузах
Новые возможности, предоставленные дистанционными технологиями в образовании, значительно расширили сферу получения знаний в современном мире. Независимо от местонахождения, люди могут получать образование, при этом традиционные формы обучения по-прежнему пользуются спросом, однако дистанционное обучение все больше набирает популярность.
В России наблюдается становление нового образовательного процесса, сфокусированного на интеграции в мировое информационно-образовательное пространство. Появление новых и существенных изменений в организации образования подтверждает необходимость соответствовать современным техническим возможностям. Внедрение современных информационных технологий в сферу образования стало способствовать качественным изменениям методов и организационных форм обучения, что сделало получение образования более удобным и доступным.
Важное значение в процессе модернизации образования имеют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ - это название для всех способов обработки данных и различных устройств, которые включают в себя компьютеры с необходимым программным обеспечением и телекоммуникационные средства, а также содержащуюся на них информацию. Использование ИКТ позволяет взаимодействовать преподавателям и студентам на расстоянии, это значит, что студенты могут получать образование дистанционно.
Использование дистанционных образовательных технологий было закреплено в Законе РФ "Об образовании" в 1992 году. Последующие изменения в Законе и Приказе Минобрнауки России от 6 мая 2005 года "Об использовании дистанционных образовательных технологий" дали возможность образовательным учреждениям использовать возможности дистанционного обучения на всех формах обучения. С сентября 2013 года новый Закон "Об образовании в Российской Федерации" уделяет большое внимание применению электронного обучения, что предоставляет вузам новые возможности. Более того, данным законом закреплена не только возможность использования новых технологий, но и предписано обеспечение доступа к электронным образовательным ресурсам.
Необходимо отметить, что помимо созданных университетами и другими учебными заведениями электронных образовательных ресурсов (ЭОР), существуют также бесплатные ЭОР, в том числе порталы "Грамота.ру" и "Открытый колледж", а также множество общеобразовательных и узкоспециализированных каналов на YouTube для студентов, школьников и всех, кто интересуется образованием.
Технологии обучения, основанные на использовании электронных и дистанционных систем, стали все более популярными в современном образовании. Это наблюдается в различных учебных заведениях и на всех уровнях образования, от начальной школы до высшего образования.
Применение информационных и коммуникационных технологий в обучении может осуществляться различными способами. Рассмотрим несколько из них.
Первый вариант - это использование электронных учебников и интерактивных образовательных программ. Они позволяют ученикам получать информацию в интерактивном формате, совершенствовать свои знания и умения, решать задачи и выполнения интерактивных заданий.
Второй вариант - это дистанционное обучение. Он позволяет учиться при помощи интернет-технологий и обеспечивает доступ к курсам и учебным заданиям независимо от местоположения ученика. Некоторые учебные заведения предоставляют онлайн-курсы, которые могут быть доступны по всему миру.
Третий вариант - это использование мультимедийных материалов, таких как видеоуроки, аудиозаписи, презентации и т.д. Они позволяют визуализировать учебный материал и сделать его более доступным для всех учеников.
Как видим, электронные и дистанционные технологии обучения имеют много преимуществ. Это удобно и доступно для всех учеников, где бы они ни находились. Однако, необходима тщательная подготовка учителя или преподавателя, чтобы обеспечить должное качество и результативность такого обучения.
Электронное обучение, или E-Learning, изначально было определено как обучение с использованием компьютера, но с течением времени его значение расширилось. В настоящее время электронное обучение включает в себя множество образовательных технологий, которые условно можно разделить на две категории: синхронные и асинхронные.
Синхронное электронное обучение представляет собой дистанционное обучение в реальном времени, по сути не отличающееся от стандартного очного обучения, за исключением того, что участники находятся на расстоянии друг от друга. Вебинары являются ярким примером такого вида обучения, а для проведения лекций к нему используется специальное программное обеспечение.
Асинхронное электронное обучение — это обучение, в котором студент получает всю необходимую информацию из онлайн-источников или электронных носителей информации, таких как CD, DVD или flash-карты, и самостоятельно настраивает темп и график освоения материала. Сейчас электронное обучение стало неотъемлемой частью образовательного процесса во многих университетах и также нашло широкое применение в сфере повышения квалификации, где в некоторых компаниях созданы подразделения, которые занимаются организацией электронного обучения для сотрудников.
Дистанционное образование является более широким понятием, чем E-Learning. Оно берет на себя функции интерактивного самообучения и серьезной консультационной поддержки. Поэтому электронное обучение может быть рассмотрено как один из аспектов дистанционной образовательной системы.
Дистанционное обучение — это совокупность технологий, которые позволяют студентам получать основную часть образовательного материала на удалении и взаимодействовать в интерактивном режиме с преподавательским составом. При этом поставка учебных пособий может быть осуществлена без использования компьютеров и Интернета.
Существует множество выгодных сторон обучения с помощью дистанционных технологий.
Учеба на месте жительства
Не у всех жителей сельских районов имеется возможность поступить в престижный университет, расположенный в большом городе. Благодаря дистанционным технологиям в обучении, люди могут учиться в своем родном городе, не выезжая из него.
Совмещение работы и учебы
Студенты теперь могут получать образование не прерывая свою работу, это особенно актуально для тех, кто желает повысить свою квалификацию или получить второе высшее образование.
Доступ к качественным технологиям и учебным материалам
C помощью дистанционных технологий обучающиеся могут обучаться не только по качественным учебным материалам, но и взаимодействовать с преподавателями, а также составлять индивидуальный учебный план.
Беспристрастная оценка уровня знаний
Технология дистанционного обучения гарантирует постоянный контроль качества усвоения информации, через беспристрастную оценку полученных результатов. Более того, данная технология исключает жестокую практику местного взяткополучения, реализуя объективные автоматизированные процедуры оценки знаний.
Индивидуализированный подход к обучению
Гибкий график, возможность совмещать учебу и работу, а также адаптируемость учебных продуктов к индивидуальному темпу усвоения информации делают дистанционное обучение удобным для всех.
Институт международных экономических связей (ИМЭС) является одним из самых популярных вузов, предоставляющих возможности дистанционного обучения по направлению «Международные экономические связи и внешнеторговая деятельность». Этот вуз представляет собой инновационную организацию, которая успешно реализует принципы электронного обучения.
Благодаря этому, студенты из разных уголков России могут получить качественное образование по доступным ценам, не покидая своих родных мест и не отказываясь от своих повседневных дел. Кроме того, студенты могут продолжать работать, не бросая свои текущие проекты, и сохранять свой образ жизни.
Поэтому Институт международных экономических связей заслуженно является одним из лидеров в области дистанционного образования, который является ориентиром для многих учеников и учителей.
В учебном заведении под названием Институт международных экономических связей (ИМЭС), основанном в 1995 году, получили образование в области внешней торговли более 2000 студентов за 20 лет его существования. Вуз гордится своей статистикой, однако в ИМЭСе делают упор не только на количество, но и на качество обучения.
И на данный момент ИМЭС предоставляет возможность обучения на программе высшего образования, включающей подготовку бакалавров по направлениям "Менеджмент" и "Экономика". Интересно отметить, что ИМЭС не ограничивается лишь использованием принципов E-Learning, но и активно занимается разработкой инновационных образовательных продуктов - что делает его почти единственным вузом, делающим акцент на инновациях.
Современная технология дистанционного обучения имеет широкий спектр возможностей в электронной информационной образовательной среде (ИМЭС). Студентам доступны лекции с обратной связью, вебинары, логические схемы, адаптивные тест-тренинги, тестирующие и аттестационные программы, синхронное и асинхронное взаимодействие, формирование электронного портфолио и фиксация хода образовательной деятельности. Для доступа к электронным образовательным ресурсам необходимо зайти в «Личный кабинет» студента на сайте.
Организация учебного процесса обеспечивается информационной интеллектуальной системой «Спрут». Благодаря ей, администрирование обучения каждого студента осуществляется в период с поступления до выдачи диплома. Кроме того, «Спрут» обеспечивает проведение электронной идентификации и проведение академического администрирования при проведении аттестации.
Для обучения студенты могут использовать онлайн-курсы, созданные преподавателями в виртуальной обучающей среде Moodle. Кроме того, обучающиеся могут воспользоваться обширными электронными библиотечными ресурсами.
Фото: freepik.com