Для чего нужны корпоративные социальные сети бизнесу и в чем уникальность продукта
Практически невозможно представить современную жизнь без социальных сетей. Они являются наиболее распространенным способом общения и позволяют людям преодолевать географические и временные границы.
Но как насчет использования корпоративной социальной сети внутри одной компании? Этот инструмент открывает новые возможности для сотрудников, позволяя им оставаться на связи, обмениваться информацией и чувствовать себя в команде.
Дмитрий Бенц, основатель новой социальной сети для бизнеса LOQUI BUSINESS, поделился своим мнением о перспективных аспектах этого относительно нового инструмента.
В настоящее время корпоративные социальные сети становятся все популярнее и востребованнее. Стремительно растущее влияние интернета на умы людей по всему миру приводит к тому, что социальные сети вытесняют телевидение и печатные СМИ из жизни людей. Сети были задуманы в первую очередь как развлечение, но бизнес начал понимать их пользу и включаться в процесс. Почти любая компания, деятельность которой связана с привлечением клиентов, имеет страничку в социальных сетях, таких как Facebook или «ВКонтакте». Разработчики социальных сетей шагнули дальше, и теперь мы видим социальные сети не только в компаниях, но и компании в социальных сетях.
Примерно несколько лет назад российские работодатели не были готовы рассматривать возможность внедрения корпоративных социальных сетей в своих фирмах, полагая, что это бессмысленная игрушка, отвлекающая сотрудников от работы. Некоторые и сегодня считают, что социальные сети — это нечто, на что сотрудники тратят рабочее время. По данным исследования Ipsos для Microsoft, в настоящее время доступ к социальным сетям полностью запрещен в 34% отечественных компаний. Тем не менее, около 40% сотрудников считают, что социальные сети будут способствовать эффективному взаимодействию с коллегами.
Ситуация медленно, но верно меняется. Наиболее прогрессивные работодатели начинают понимать, как удобно работать с сотрудниками, которые практически в любое время находятся на связи и вовлечены в процесс. Корпоративные социальные сети также становятся неотъемлемой частью организационной культуры. Внедрение корпоративной социальной сети не приводит к быстрым материальным результатам, но позволяет повысить уровень вовлеченности персонала, уменьшить время, затрачиваемое на обучение новых сотрудников, и создать сплоченный коллектив. Оценить ROI в этом случае можно только косвенно, однако невозможно не заметить, как лояльность сотрудников положительно сказывается на результате работы компании. Корпоративная социальная сеть обладает всеми преимуществами обычной социальной сети: скоростью обмена информацией, простотой использования, дружественным интерфейсом, поддержкой мобильных устройств, легкостью создания профиля и новых контактов, использованием общей базы знаний и возможностью коллективного обсуждения задач.
Кроме того, корпоративные социальные сети позволяют сотрудникам минимизировать затраты рабочего времени на поиск нужной информации и способствуют оптимальной организации работы, особенно в крупных организациях с филиалами в разных регионах, где корпоративная социальная сеть позволяет установить коммуникацию как между коллегами, так и между руководством и рядовыми сотрудниками.
Международный опыт показывает, что в тех компаниях, где корпоративные социальные сети уже внедрены, сотрудники используют их главным образом для общения по рабочим вопросам. Примером может служить медицинская страховая компания Humana, в которой корпоративной сетью пользуется 26 тысяч человек, имеется 1200 групп самой разной тематики — от музыки до цветоводства. В этой компании 70% времени общения в социальной сети тратится на обсуждение рабочих тем, а не на личную болтовню. Корпоративные социальные сети также способны снизить интерес сотрудников к обычным социальным сетям в рабочее время.
Корпоративные социальные сети – эффективный инструмент бизнес-процессов компании. В своих исследованиях ученые Гарвардского университета выяснили, что внутренние соцсети ускоряют доступ к информационной базе на 71%, сокращают расходы на командировки на 68%, улучшают управление документооборотом на 63%, уменьшают расходы на связь на 48%, а удовлетворенность сотрудников повышают на 56%. Агентство внутренних коммуникаторов сообщает, что внедрение соцсетей может повысить вовлеченность сотрудников в работу на 25%, а количество предложений, поданных сотрудниками, может возрасти на 48%, количество внедренных идей – на 25%, а число увольнений – уменьшиться на 7%. Но все же, результаты внедрения социальных сетей зависят от организации, а не от инструмента самого по себе. Если руководитель компании не будет предпринимать никаких действий, кроме установки корпоративной соцсети, то ожидать значительного положительного эффекта не приходится. К тому же, процентное выражение эффективности использования соцсетей абсолютно условно. Аналитики Gartner считают, что оценку окупаемости нужно производить исходя из количества подключенных сотрудников, количества публикаций в блогах или постов, а также по количеству внутрикорпоративных сообщений. В случае наблюдения положительной динамики можно говорить о популярности соцсети среди сотрудников. Однако, после того как социальная сеть была успешно внедрена, можно переходить к оценке ее эффективности.
Одной из главных задач корпоративной социальной сети является повышение эффективности коммуникации внутри компании. Как правило, такие соцсети предоставляют своим пользователям все возможности обычной социальной сети: создание личных страниц, блогов, рабочих групп и сообществ, обмен файлами, подписки на новости и организация дискуссий.
Конкретные функциональные возможности корпоративной социальной сети могут отличаться в зависимости от конкретной платформы. Однако в целом все они предоставляют возможность сотрудникам общаться по самым разным вопросам и поводам, делиться наработками и результатами, и, как следствие, повышать эффективность работы в команде.
Среди основных функций, которыми обладает типовая корпоративная социальная сеть, можно выделить:
- публикацию контента;
- инструменты для обсуждения;
- уведомления и напоминания;
- календарь;
- информационную ленту;
- персональные RSS-потоки;
- товары и услуги;
- доступ к контактной базе компании.
Например, сотрудники могут самостоятельно публиковать тексты, файлы, мультимедиа, а также общаться через чаты, блоги, отзывы и комментарии. В уведомлениях и напоминаниях можно доносить важную и актуальную информацию, а с помощью календаря не пропустить встречи и совещания. Информационная лента позволяет делиться новостями и идеями, а персональные RSS-потоки - просматривать активность других сотрудников.
Корпоративная социальная сеть также позволяет публиковать объявления о продаже товаров и услуг, что может оказаться полезным для сотрудников в нерабочее время. Наконец, доступ к контактной базе компании значительно облегчает ориентирование внутри компании, особенно для новых сотрудников.
Таким образом, социальная сеть для бизнеса - это не только площадка для общения, но и инструмент повышения эффективности внутренней коммуникации, что безусловно важно для успеха работы компании.
Как востребованы корпоративные социальные сети на российском рынке? Об этом рассказывает Д.Б., который утверждает, что востребованность таких социальных сетей с каждым годом увеличивается. Если в начале их появления они были игнорируемы, то сейчас перспективы рынка значительно обнадеживают. По прогнозам экспертов, бизнес-социальные сети могут заменить многие другие коммуникационные приложения в ближайшие несколько лет.
Тем не менее, как считают эксперты, процесс внедрения корпоративных социальных систем в России находится на ранней стадии развития, многие руководители слишком консервативны и не видят моментальной отдачи от использования таких социальных сетей.
На сегодняшний день на российском рынке представлено ПО как крупных мировых компаний, так и отечественных разработчиков. Кроме того, продукция последних адаптирована под российские реалии. Среди десяти самых популярных решений можно назвать «Битрикс24», Jive, Yammer, «Пряники», IBM Connections, Facebook Workplace, Salesforce Chatter, Podio, CyberCloud и DaOffice.
Важно отметить, что чисто социальных сетей среди них единицы. К примеру, это Facebook Workplace, DaOffice и отечественные «Пряники». В основном же речь идет о социальных интранетах. Что касается IBM Connections, то, хотя они и называют сами себя корпоративной социальной сетью, на мой взгляд, это все же скорее портал, поскольку в нем есть рабочий функционал. Однако, эксперты считают, что в ближайшем будущем объем продуктов с ярко выраженными социальными функциями возрастет и ситуация начнет меняться.
Многие пользователи часто путают понятия «корпоративный портал», «корпоративная (социальная) сеть» и «интранет». Однако, на самом деле эти понятия существенно отличаются друг от друга.
Так, корпоративный портал или интранет это специализированная среда для хранения данных, совместной работы и обмена информации внутри компании. Он служит средством обмена задачами и документацией между сотрудниками, но не предусматривает свободного общения. Корпоративные порталы разрабатываются для того, чтобы упростить и ускорить внутрикорпоративное взаимодействие.
В свою очередь, корпоративная соцсеть это закрытая среда, где сотрудники имеют возможность свободного общения и обмена информацией. Социальные сети для бизнеса, в отличие от корпоративных порталов, объединяют пользователей по интересам, позволяют им общаться и делиться ресурсами без ограничений. С помощью социальной сети сотрудники могут легко общаться друг с другом, не зависимо от места нахождения и времени суток.
Кроме того, в социальной сети нет необходимости в наличии администратора, поскольку контент формируется в большей степени сами неми пользователями. Социальная сеть обеспечивает возможность для саморазвития и саморегулирования без административного вмешательства.
Осуществление корпоративных порталов может потребовать значительных затрат, а их развитие и модернизация требуют большого количества времени и усилий. Социальная сеть, в свою очередь, не требует значительных финансовых затрат и может свободно развиваться, опираясь на свои ресурсы.
Таким образом, корпоративные порталы и социальные сети являются совершенно разными ресурсами. Вместе они могут обеспечить компании удобство и эффективность внутрикорпоративного взаимодействия и ведения бизнеса.
Возьмем задачу предсказать тренды для корпоративных социальных сетей в ближайшем будущем. Мы обратились за ответами к Денису Будину — специалисту в области маркетинга и интернет-технологий.
«Один из основных трендов в использовании корпоративных соцсетей — забота о коллективе», говорит Денис Будин. Согласно его мнению, прогрессивные руководители понимают, что запрет на соцсети не даст желаемого результата. Сотрудники все равно будут ими пользоваться, чаще всего через мобильные устройства. В итоге это может привести к утечке информации и репутационным рискам. Более гибкие руководители следуют лозунгу: «Не можешь остановить — возглавь». Они отказываются от запрета на социальные сети и устанавливают корпоративные версии этих популярных платформ.
Другая тенденция — скорость. Руководитель, который настаивает на устаревшем способе общения, может негативно сказаться на рабочем процессе или вызвать молчаливый, но массовый саботаж. Таким образом, компании переходят к мгновенной системе обмена новостями и безопасным перепискам в рамках сети.
Сеть LOQUI BUSINESS — пример корпоративной социальной сети, которая полностью соответствует стандартам, используемым в наиболее продвинутых мессенджерах планеты, благодаря чему утечка коммерческой тайны и других данных компании сведена к минимуму.
Среди возможных трендов развития самих корпоративных сетей стоит отметить возрождение онлайн-помощи, минималистичный дизайн, совершенствование функции поиска (сегодня это умный поиск) и инструменты, которые мотивируют сотрудников к активной публикации контента, включая геймификацию, форумы для дискуссий и разделы личных объявлений.
Выступая в качестве продвигаемого нового продукта, корпоративная социальная сеть LOQUI BUSINESS отличается комфортным для сотрудников интерфейсом, являющимся точно таким же, как в обычных социальных сетях. Этот сервис соединяет пользователей, обеспечивая им возможность работать более эффективно, а также решает бизнес-задачи и задачи персонала.
В своей первой группе задач LOQUI BUSINESS объединяет сотрудников разных департаментов, а также удаляет границы между сотрудниками, даже если они работают в разных городах. Фактически, этот сервис способен повысить лояльность сотрудников и отражать настроения внутри коллектива.
В своей второй группе задач, сервис обеспечивает возможности для сотрудников, включая использование общей базы знаний и участие в группах с единомышленниками. LOQUI BUSINESS позволяет создавать личные события и продавать товары, а также отмечать местоположение событий и своего нахождения. В его уникальной разработке вызывает интерес функция геолокации. Она способствует в решении различных вопросов, как личных, так и профессиональных.
Сервис имеет меньше рабочих функций, чем конкуренты, что делает его привлекательным для использования пользователями. LOQUI BUSINESS интегрируется более просто с другими программными продуктами, такими как «1С-Битрикс», Office365.
При проектировании сервиса, психология человека была учтена. Таким образом, сервис имеет жизненный интерфейс, который подобен обычным социальным сетям. Это делает работу в LOQUI BUSINESS более комфортной для сотрудников, чем в традиционных корпоративных ресурсах.
Название корпоративной социальной сети LOQUI BUSINESS уже заслуживает ее популярности среди пользователей, он создает возможности для бизнеса и удовлетворяет потребности персонала.
Фото: freepik.com