Урок с пилотом
Командир воздушного судна «Боинг 737-800» авиакомпании «Победа» Дмитрий Кузнецов провёл открытый урок для учеников 5-го класса Гимназии им.
Командир воздушного судна «Боинг 737-800» авиакомпании «Победа» Дмитрий Кузнецов провёл открытый урок для учеников 5-го класса Гимназии им. Н.В. Пушкова. Эти школьники учатся в «космическом» классе: Гимназия им. Пушкова заключила контракт с Академией Роскосмоса. В программе появились дополнительные предметы: введение в картографию Вселенной (астрономия), история развития отечественной космонавтики, тренировка космонавтов (физкультура) и 3D-моделирование.
Встречу с лётчиком для учеников «космического» класса организовал Алексей Коннов, руководитель авиамодельного кружка. Это направление появилось в Гимназии им. Пушкова только в нынешнем учебном году. «Мы познакомились с Дмитрием несколько лет назад, – рассказывает Алексей. – Он тоже авиамоделист.
У нас есть своё сообщество. Мы советуемся, строим самолёты, встречаемся на поле и запускаем модели».
Урок прошёл в здании ИЗМИРАНа на Юбилейной, в помещении авиамодельного кружка, стены которого сплошь увешаны различными моделями. Среди них есть настоящие раритеты, сделанные по чертежам из сверхлёгкого дерева бальсы, и модели из готовых деталей. А на одной из парт стоит огромный самолёт без крыльев, выкрашенный в фирменные цвета авиакомпании «Победа». «Это идентичная копия «Боинга 737-800», – поясняет Дмитрий. – Недавно он пережил падение: аккумулятор сел «в ноль» в воздухе и самолёт упал». «Но мы его обязательно отремонтируем», – добавляет Алексей Коннов.
Дмитрий Кузнецов – лётчик с 9-летним стажем. Самолётами он увлёкся с детства. «Мой дед был гражданским лётчиком, летал в «Аэрофлоте», – рассказывает Дмитрий. – Он брал меня с собой на работу, где я и влюбился в авиацию. Лет с восьми начал собирать самолётики из пенопласта и дерева. Потом покупал более серьёзные модели». После 9-го класса Дмитрий пошёл в лётную кадетскую школу, окончив которую, поступил в Высшее авиационное Ульяновское училище, где пять лет постигал азы профессии. Лётная практика началась на 2-м курсе. Дмитрий отлетал 150 часов на одномоторном самолёте, затем 25 часов – на двухмоторном. В 2014 го-
ду Кузнецов устроился в авиакомпанию «Трансаэро», в 2015-м–в авиакомпанию «Победа». Около трёх лет назад лётчик стал командиром воздушного судна. Его общий налёт на «Боинге 737» уже составил около 4 000 часов, из них в качестве командира – более 1 000.
Школьники задали пилоту несколько десятков вопросов. Больше всего гимназистов интересовали непредвиденные ситуации. «Бывали проблемы с двигателем, и мы садились на одном моторе, – рассказывал Дмитрий. – Такие случаи возникают редко. Самолёт – механизм сложный, и многие системы дублируются. Когда какой-то прибор отказывает, по-прежнему работает вспомогательный. У пилотов есть журнал с подробно описанными инструкциями на все внештатные случаи». Самая частая причина непредвиденных ситуаций – плохие погодные условия, например, сильные порывистые ветры. Опасны для пилотов и птицы: иной раз их случайно сбивают. Бывают случаи, когда аэродром не принимает из-за погодных условий или неполадок на взлётной полосе, тогда лётчикам приходится уходить на другой аэродром.
Пятиклассники показали изумительную осведомлённость.
К примеру, они интересовались, страшно ли пилотам, когда самолёт попадает в зону турбулентности. Оказалось, что нет. «По ощущениям страшно, когда не понимаешь, что происходит, – поясняет Дмитрий. – А когда сидишь в кабине, видишь все приборы, понимаешь, что всё нормально – ну, трясёт и трясёт. Самолёт рассчитан на очень большие нагрузки. И для него испытание турбулентностью ничтожно мало». «Кто летал на самолетё, видел, что крылья «трясутся», – добавляет Алексей Коннов. – Если они не будут трястись, то сломаются, как шоколадка».
Небо – это не дорога, направления не видно. Как пилот понимает, куда лететь? «У нас в кабине есть специальная система, что-то типа навигатора, – поясняет Дмитрий. – Забиваем маршрут, когда делаем предполётную подготовку кабины». Если же случаются сбои в навигаторе, выручает диспетчер, с которым пилот всё время на связи. «Самолёты оборудованы GPS-приёмниками, – объясняет Дмитрий. – Сейчас из-за беспилотников часто глушат сигнал GPS и тогда пропадает индикация. Но это не проблема: мы в любой момент можем запросить повторение курса у диспетчера, и он подскажет нам направление».
Кстати, об автопилоте. Его включают каждый рейс. По международным правилам на больших высотах – около 12 тыс. м – автопилот обязательно должен быть использован. Это нужно, поскольку между самолётами маленькое расстояние. Взлёт происходит в ручном режиме, а вот посадку можно выполнить автоматически. Что бывает редко, при низкой видимости.
Был и блиц-опрос. Зачем нужен второй пилот? На больших самолётах сложная система управления. Два пилота нужны для того, чтобы они могли контролировать друг друга. Второй пилот внимательно смотрит, что делает коллега. Если тот что-то забыл, нужно обратить на это внимание. Какой был максимально долгий рейс? Семичасовой, из Улан-Уде. В числе самых коротких – маршрут Москва – Санкт-Петербург, который длится 1 час и 25 минут. Как часто приходится летать?
В месяце 20 рабочих дней, а в день бывает от одного длинного до четырёх коротких рейсов. А вот отпуск почти 80 дней в году! Важен ли возраст для этой профессии? На должность второго пилота берут до 30 лет. На пенсию уходят рано, по налёту от 6 000 часов. Но вообще-то можно летать, пока позволяет здоровье.
В финале Дмитрий показал видеозаписи своих полётов в кабине пилота. Гимназисты как следует рассмотрели панель управления самолётом, узнали, как называются основные приборы и за что они отвечают, а ещё – как сажают самолёт на аэродром ночью или в туман.
Этот открытый урок – только начало интересных встреч.
В планах у пушковцев разговор с космонавтом, который сейчас находится на Международной космической станции.
Наталья МАЙ,
фото Кирилла ШАШКОВА
Последние новости
Доброта и поддержка: история Татьяны из Электрогорска
Как простое человеческое участие меняет жизни людей.
Понимание комплексных кадастровых работ
Разбор основных аспектов кадастровой деятельности в России.
Понимание комплексных кадастровых работ
Разбор основных аспектов кадастровой деятельности в России.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку