Все оттенки красного
В МВК «Новый Иерусалим» открылась выставка работ крупнейших русских живописцев «Цвет.
В МВК «Новый Иерусалим» открылась выставка работ крупнейших русских живописцев «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья»
В день открытия — 28 октября — на ней уже побывали 600 человек. Новый Иерусалим — музей с почти вековой историей. Всего несколько лет назад его коллекции обосновались в новых стенах, но за это время наш МВК уже приобрёл статус музейной столицы региона, и новая выставка успешно подтверждает это реноме. А целый ряд живописных произведений, которые вошли в экспозицию, представили на всеобщее обозрение впервые.
Айвазовский и Васнецов, Гончарова и Нестеров, Саврасов и Экстер, Верещагин и Шишкин, Фальк и Горбатов, Поленов и братья Коровины, Маковский и Суриков — русские живописцы с мировой известностью и рекордными продажами на крупных аукционах, чьи полотна в стенах Нового Иерусалима впервые объединил именно юбилей Московской области.
Картины для выставки предоставили всего 12 музеев региона — в частности Серпуховский, Мытищинский и Сергиево-Посадский историко-художественные музеи, усадьбы и заповедники «Архангельское», «Абрамцево» и «Мураново», Коломенский и Дмитровский кремли, Химкинская галерея имени С. Н. Горшина и Церковно-археологический музей Московской духовной академии.
Глаз не оторвать
Накануне открытия 27 сентября для журналистов организовали пресс-показ, в рамках которого вице-губернатор региона Наталья Виртуозова представила новый проект:
- Спасибо губернатору Московской области Андрею Юрьевичу Воробьёву, который поддержал эту выставку, откликнулся, и сегодня мы видим уникальный проект. Хочется, чтобы пришедшие сюда люди увидели, насколько богат наш регион, — подчеркнула вице-губернатор. Также в пресс-конференции участвовали Наталья Галкина — руководитель Комитета по туризму Московской области в ранге министра, гендиректор музея «Новый Иерусалим» Василий Кузнецов, кураторы выставки — директор Серпуховского историко-художественного музея Жанна Алейникова и руководитель экспозиционно-выставочного отдела музея Анна Антипенко.
Выставка занимает восемь залов площадью в 1200 метров. Василий Кузнецов в рамках пресс-показа выразил уверенность, что проект обязательно станет популярным, и судя по наплыву посетителей уже в первые дни работы выставки, директор МВК оказался прав. Он отметил, что проект, приуроченный к 90-летию Московской области, впервые объединил на одной площадке произведения крупнейших мастеров русского изобразительного искусства XVIII — начала XX веков, сформировавших историю изобразительного искусства всей страны.
Действительно, ранг полотен, представленных на выставке, впечатляет. Посетители с удивлением и радостью констатируют, что теперь картины уровня Третьяковской галереи можно увидеть здесь, в Истре, и это настоящее чудо. Вот, к примеру, авторская копия «Витязя на распутье» великого Васнецова, от полотен которого просто невозможно оторвать взор. Вот прелестный ребёнок с картины Роберта Фалька «Девочка в красном»; вот яркая, по-южному сочная работа Натальи Гончаровой «Бабы с граблями», созданная в стиле обаятельного примитивизма. Каждое полотно уникально, около практически каждой картины посетители задерживаются, стараются полностью прочитать аннотации, всматриваются в детали — собственно, цель организаторов «Цвета», наверное, была достигнута фактически с первого дня работы выставки — нас побудили взглянуть на картины гораздо внимательнее, не проходить мимо них равнодушно, просто чтобы поставить галочку об очередном посещении очередной экспозиции.
Цвет объединяет- Выставка довольно нестандартная, виден новый подход, — поделились впечатлениями москвичи Александр Дадаров и Татьяна Ногина, они часто приезжают в Истринский городской округ на дачу и всегда стремятся побывать в музее. — Мы долго ждали открытия музея, наблюдали за его строительством, мы очень довольны, что здесь рядом действует такой комплекс, прекрасные залы, в которых можно устраивать ещё более могучие выставки, мы стараемся посещать музей постоянно, — рассказали наши собеседники.
По словам Жанны Алейниковой, в этот раз полотна решили сгруппировать вместе по нестандартному признаку: их объединили не по автору или веку создания, а по цвету — это решение действительно даёт нам возможность взглянуть на работы знаменитых живописцев по-новому.
Цвет создаёт настроение, цвет лечит недуги, цвет выражает протест, обозначает жизненную позицию, и именно вопрос возникновения цвета занимал видные учёные умы на протяжении веков.
Люди стремились упорядочить цвета, определив каждому из них место, а концепция выставки опирается на идею цветового круга, которым и пользуются художники; основные цвета круга — красный, синий, жёлтый — смешав которые, можно создавать всевозможные цвета и оттенки.
- Мы хотим показать нашим посетителям не просто отдельные работы, но целую живописную историю с многообразием оттенков и смыслов. Возьмём красный цвет — это и небольшая терракотовая точка в пейзаже Айвазовского — фигурка устремляющая взгляд зрителя в глубину полотна, где и открывается вид на Ялту; или доминирующий звучный народный акцент в портрете смеющейся красна-девицы художника Малявина; детали того же цвета, но очень благородного оттенка в парадных портретах XVIII века и, наконец, драматичный крик красного в работах авангардистов. Важно обратить внимание посетителей на то, что, возможно, они раньше не замечали, — пояснила Жанна Алейникова.
All inclusive
Подчеркнём, что «Новый Иерусалим» открыт и доступен абсолютно для всех, такова позиция руководства не только в связи с требованиями времени, это прежде всего огромное душевное стремление дойти, достучаться до каждого из нас. Именно поэтому новую выставку сопровождает инклюзивная программа, в частности для незрячих и слабовидящих посетителей подготовлены тактильные рельефы по мотивам ключевых экспонатов и специальные этикетки с нанесением шрифта Брайля.
А для инвалидов по слуху организуют адаптированные экскурсии с сурдопереводчиком. Также в экспозиции выделили отдельную мультимедиа-зону: здесь можно создавать картины при помощи интерактивной световой проекции, способной реагировать на движения человека или знакомиться с шедеврами на специальном тач-столе.
Кроме того, в рамках проекта состоялся первый публичный музейный показ ряда картин, которые конфисковали из коллекции Жанны Булах — бывшей супруги экс-министра финансов Московской области Алексея Кузнецова и передали музею «Новый Иерусалим» минувшим августом. В числе этих полотен — «Портрет девочки» Владимира Маковского, «Сосны на берегу залива» Ивана Шишкина и «Портрет старика» Василия Сурикова, их подлинность незадолго до открытия выставки «Цвет» была официально подтверждена с помощью экспертизы. Выставка продлится до 29 марта 2020 года.
НА ЗАМЕТКУ
Двенадцать
«Каждый год имеет свои особенности. 2019-й отмечен очень важной для всех нас памятной датой — 90-летием Московской области", — подчеркнул губернатор Подмосковья Андрей Воробьёв.
Третьего октября наш регион отметил 90-летие. В рамках празднования двенадцать государственных музеев Подмосковья открыли свои двери для бесплатного посещения. В акции поучаствовал и главный губернский музей — МВК «Новый Иерусалим», среди участников в частности наши соседи Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей, музей-заповедник П. И. Чайковского, Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина, «Зарайский кремль», музей-заповедник А. П. Чехова «Мелихово», Военно-технический музей, Серпуховский историко-художественный музей, Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник, музей-заповедник10257,41 «Усадьба «Мураново» имени Ф.И. Тютчева» и другие.
CПРАВКА
Московскую область — субъект Российской Федерации — образовали 14 января 1929 года. Исторически области предшествовала Московская губерния, образованная в 1708 году. Регион был частью Центрально-Промышленной области, созданной в ходе укрупнения единиц административного-территориального деления РСФСР, а 3 июня 1929 года ЦПО переименовали в Московскую область. Населяют наш регион сегодня примерно восемь миллионов человек. В Московской области сохранилось множество усадеб XVIII—XIX вв.еков, с которыми были связаны имена многих писателей, художников, ученых, государственных деятелей. Самыми известными усадьбами, в которых сохранились значительные архитектурные и культурные памятники, — Абрамцево, Мураново, Остафьево, Архангельское, Мелихово — её преобразили в литературно-мемориальный музей-заповедник Антона Чехова. В Клину основали дом-музей Петра Чайковского, а усадьбы Захарово и Большие Вяземы вошли в историко-литературный музей-заповедник имени А. С. Пушкина.
Екатерина КАПРАЛОВА, фото Сергея ОЛЕКСЮКА
Последние новости
Арбитражный суд подтвердил законность предписания к АО «Мособлгаз»
Решение касается нарушений Закона о закупках.
Новые меры по улучшению городской инфраструктуры
Городские власти объявили о запуске масштабной программы обновления инфраструктуры.
Творческий мастер-класс в Рузском округе
Дети из Тучковской библиотеки создают уникальные сувениры.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией